Износ различных частей колесных пар

Безопасность движения подвижного состава в значительной степени зависит от состояния колес локомотива и вагонов. Неисправности и износ могут являться следствием естественных эксплуатационных нагрузок или ошибок машиниста. Параметры колесных пар https://recamgr.ru/g23243211-kolesnye-pary-teplovoza, эксплуатация которых является допустимой по уровню износа и имеющимся дефектам, описываются в правилах технической эксплуатации и указаниях МПС № К-2273у.

Допустимые значения износа

Бандаж, то есть обод колеса локомотива, и гребень, удерживающий его на рельсах, изнашиваются из-за естественных нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации. Износ бандажа называется прокатом. Его максимальная величина для моторных вагонов, подвижного состава поездов дальнего следования и локомотивов должна составлять не более 7 мм. Для специальной железнодорожной техники и составов пригородного сообщения максимальное значение проката равно 8 мм. У грузовых вагонов величина износа обода может доходить до 9 мм. Если подвижной состав эксплуатируется на скоростях свыше 120 км/ч, допустимое значение проката уменьшается до 5 мм.

Со временем уменьшается и толщина гребней колесной пары. При эксплуатации состава на скоростях до 120 км/ч ее значение должно находиться в пределах от 25 до 33 мм, если измерения производятся на расстоянии 20 мм от кромки (для гребня высотой 30 мм). При скоростях движения до 140 км/ч минимальная толщина увеличивается до 28 мм. Если высота гребня составляет 28 мм, измерения проводят на расстоянии 18 мм от его вершины.

Износ вследствие ошибок поездной бригады или неисправности тормозных механизмов может происходить из-за торможения с блокировкой колес. При этом на бандажах образуются ползуны и навары. Эксплуатация таких колесных пар без ремонта или замены недопустима, так как ведет к повышенному износу рельсов и узлов подвижного состава, а также создает угрозу безопасности движения.

.